• Санкт-Петербург: +7 (812) 331-75-76
    Новосибирск: +7 (383) 209-51-88
  • Москва: +7 (495) 640-06-35
    Россия: 8 800 550-75-06
  • Заказать оборудование

    Ваше имя *

    Ваш E-Mail *

    Тема сообщения *

    Альтернативная тема сообщения

    Сообщение *


    captcha

    Поля помеченные * обязательны

Технологии M2M: примеры использования

 Умная метка

Один из наиболее заметных M2M-проектов на российском рынке — производитель RFID-меток «РСТ-Инвент», совместное предприятие РОСНАНО и группы «Систематика».

Серийное производство компания «РСТ-Инвент» запустила в конце марта 2012 года: на первом этапе она будет производить «умные» наклейки серии iNano. Среди них — метки для логистики, маркировки лекарственных препаратов и библиотечных архивов. Общий бюджет проекта — 630 млн рублей, из которых 190 миллионов выделила корпорация РОСНАНО. К концу 2012-го «РСТ-Инвент» планирует выпустить более 10 млн меток, в следующем году — увеличить мощность производства в два раза.

RFID-метки используются для идентификации на небольшом расстоянии и зачастую более удобны, чем традиционные машиночитаемые методы представления информации — к примеру, штрихкодирование. В отличие от штрихкода, RFID-метка оснащена антенной и микрочипом и потому способна как передавать, так и получать информацию, функционируя как запоминающее устройство. Собственно компоненты меток — чипы и антенны — «РСТ-Инвент» заказывает зарубежным производителям: в компании считают, что на текущем этапе затраты на их производство неоправданны.

Ноу-хау, по словам создателей проекта, заключается в запатентованном дизайне антенн, обеспечивающем надежность и высокую дальность считывания. Первый заметный проект компании — автоматизация библиотеки Высшей школы экономики. Установленная там система охватывает более 150 тысяч томов и 10 рабочих мест (всего в библиотеке — свыше 500 тысяч книг). С помощью RFID-меток университет сможет автоматизировать процесс выдачи и возврата книг, более эффективно проводить инвентаризацию и защитить фонд от краж. Кроме того, все читательские билеты тоже планируют оснастить RFID-метками, что позволит бороться с их подменами и подделками. По словам представителей компании, в общей сложности в ее портфеле уже более 80 проектов; за счет собственного производства «РСТ-Инвест» планирует занять солидную долю российского RFID-рынка уже в ближайшие три–пять лет.

Рай для потребителя

К 2016 году группа X5 Retail совместно с РОСНАНО и компанией «Ситроникс» планирует открыть «Магазин будущего», которому не потребуются продавцы и кассиры.

О проекте стало известно в 2011 году: партнеры тогда объявили, что вложат в него около 350 млн рублей в течение двух лет (доли, по неофициальной информации, должны были распределиться равными третями).

По задумке инициаторов проекта, все товары в магазине будут оснащены RFID-метками, а логистическая система станет автоматически отслеживать наличие и движение товара, время продажи, сроки годности и другие параметры.

Покупки в таком магазине будут осуществляться без кассиров и привычной процедуры считывания штрихкодов с товаров в тележке покупателя «вручную». RFID-метки считываются автоматически, когда покупатель провозит свою тележку через автоматическую кассу, которая тут же сообщает общую сумму чека.

Оплатить товары будет можно как пластиковой картой, так и с помощью мобильного телефона. Помимо экономии на зарплате кассиров, система имеет и другие преимущества: к примеру, авторы проекта ожидают снижения издержек на 15–20% за счет более эффективной инвентаризации, отслеживания остатков в режиме реального времени и предотвращения краж из торговых залов.

Впрочем, в этом году стало известно, что магазин откроется не раньше чем через четыре года — после решения некоторых технических трудностей. Так, сложности возникли с алюминиевыми банками и упаковкой из фольги: информация с них считывается с трудом. Пока что производители продуктов не готовы пойти на смену упаковки, но, вероятно, проблемы будут решены — тем более что аналогичные магазины уже существуют в Европе — к примеру, в немецком Metro и некоторых скандинавских сетях (впрочем, многие из них пока носят скорее демонстрационный характер). В России опыт запуска подобных «пилотных» магазинов пока не совсем удачный: так, подольский «Ашан» отказался от использования RFID-технологий, поскольку покупателям было трудно привыкнуть к новой системе.

На белой частоте

Британский стартап Neul представил первую в мире m2m-сеть, основанную на свободных телевизионных частотах.

С распространением цифрового телевидения в Великобритании освободился довольно широкий — около 150 МГц — диапазон так называемых белых частот, доступных операторам практически бесплатно (для сравнения: 3G-связь использует только 30 МГц частотной полосы, и лицензии на ее использование обходятся операторам мобильной связи в миллиарды фунтов стерлингов). Этой неожиданно открывшейся технической возможностью и решил воспользоваться телекоммуникационный стартап. В компании Neul полагают, что высвободившиеся телевизионные частоты идеально подходят для передачи данных на расстояние до десяти километров: такой сигнал проходит сквозь стены, обеспечивает достаточно надежную связь и позволяет развивать скорость до 16 мегабит в секунду.

Для работы в этой сети в Neul создали устройства, которые не мешают обычному телевизионному оборудованию и беспроводным микрофонам, — базовую станцию и переносной терминал, способные поддерживать связь на расстоянии до 10 километров. «Во многих m2m-системах используется сотовая связь (2G и 3G): по сравнению с нашей она слишком дорога и потребляет куда больше энергии», — заявляют в компании. Так, в Neul обещают, что терминал доступа для m2m-целей способен работать на одной батарее до пятнадцати лет.

Обнародованной в 2011 году разработкой сразу заинтересовались венчурные инвесторы: около 8 миллионов фунтов в проект вложила группа фондов во главе с компанией DFJ Esprit.

Первой коммерческой сетью на основе технологии Neul стал проект беспроводного доступа в Интернет под названием RuralConnect, запущенный в марте этого года совместно с компанией Carlson. У проекта есть определенная социальная миссия: он позволяет обеспечивать десятиканальным беспроводным доступом в сеть клиентов интернет-провайдеров в сельских и других труднодоступных районах, в том числе и там, где сети 3G еще не развернуты. В маркетинговых целях инициаторы проекта называют свою услугу «супер-Wi-Fi».

Машина в облаках

Американский стартап Exosite использует для построения своих m2m-систем «облачные» технологии и SaaS-подходы.

Технология, получившая название One Platform («одна платформа»), объединяет различные устройства, сети и пользователей через «облачный» сервис, позволяя обмениваться данными в реальном времени. Доступ к информации предоставляется как через веб-интерфейс (систему Portals), так и посредством более специализированных промышленных решений (системы мониторинга производства UpLink и интерфейса для контроля логистики InTime). Как утверждается, технология может быть использована на промышленном производстве, в сельском хозяйстве, для контроля автопарка и любых мобильных устройств. Кроме того, компании сами могут писать приложения — для решения различных специфических задач.

«Интернет можно использовать не только для социальных сетей, пересылки электронной почты и обмена фотографиями, — заявляют в Exosite. — Нынешний уровень развития технологий позволяет обмениваться информацией любым устройствам — от планшетных компьютеров до производственных комплексов, причем собственной серверной инфраструктуры для этого не потребуется».

Систему можно использовать и для самых простых решений: к примеру, один из сотрудников компании встроил в общую офисную кофеварку (стоимостью менее 20 долларов) микропроцессор и беспроводной модуль, замкнутый на светодиод, который сигнализирует о готовности кофе. После чего подключил модуль к «облачной» системе — и заставил ее рассылать электронные письма о готовности кофе всем сотрудникам Exosite, подписавшимся на такое оповещение. При этом специальный веб-интерфейс позволяет просматривать данные о том, когда и в каких объемах кофе был приготовлен. Система легко масштабируется: при желании клиент может собирать данные с сотен бытовых и офисных устройств.

В феврале этого года Exosite привлекала около 2 миллионов долларов венчурных инвестиций; сейчас в компании работает всего лишь 15 человек.

Мобильный автомат

Пионером M2M-технологий в российском вендинге стала компания i-Free — один из лидеров рынка мобильных услуг и дополнительного контента.

В 2008 году i-Free совместно с «Автобаром», одним из крупнейших российских вендинговых операторов, представила торговый автомат с GSM-модулем, который обеспечивает удаленный контроль и оплату покупки с помощью NFC-технологий. Как утверждают в компании, модуль можно установить в любой торговый автомат. Устройство собирает всю необходимую информацию об остатках товара, денежном балансе, ошибках, сбоях и состоянии различных систем — после чего передает ее через онлайн-интерфейс или SMS.

Технология мобильного вендинга, разработанная i-Free, позволяет оплачивать покупку в автомате сразу несколькими способами: через СМС, голосовой звонок и USSD-запрос. Более удобный способ — с помощью технологии NFC, которую поддерживают некоторые модели мобильных телефонов и кредитных карт: для оплаты покупки достаточно «махнуть» мобильным или картой вблизи считывающего устройства торгового автомата. NFC обладает меньшим, чем у Bluetooth и RFID, радиусом действия, зато более высокой скоростью и безопасностью, а также более широким набором функций. Так, в i-Free отмечают, что мобильный вендинг позволяет собирать больше информации о покупателях для CRM-систем — к примеру, получать информацию о повторных покупках не только в конкретном автомате, но и по всей сети.

Мегабит на киловатт

В марте 2012 года красноярская компания «Интеллектуальные системы учёта» (ИСУ) открыла крупнейшее в восточной части России производство «умных» счётчиков электроэнергии.

По оценкам инициаторов проекта, ежегодная мощность завода составит до 300 тысяч счетчиков, способных интегрироваться в единую систему учета с помощью технологии Smart Grid («умная сеть»). Проект поддержали Российское энергетическое агентство, правительство Красноярского края и французская компания Sagemcom — один из крупнейших производителей «умных» счетчиков в Европе, предоставивший технологии и ноу-хау.

Сама ИСУ адаптирует устройства к российскому рынку и разрабатывает различные программные и аппаратные решения для внедрения «умной сети».

Система позволяет снимать показания счетчиков удаленно, управлять нагрузкой и с легкостью отключать злостных неплательщиков; клиенты энергокомпаний при этом получат возможность управлять режимами потребления энергии. Никаких дополнительных средств связи для передачи информации не потребуется: данные передаются прямо по силовым линиям с помощью технологии PLC (аналоговый сигнал накладывается поверх переменного тока частотой 50 или 60 Гц; скорость составляет до 1 Мбит/с). Зачем нужны другие каналы передачи, если потребителя и поставщика электроэнергии и так связывает надежный провод?

В лесной глуши

Нишевый скандинавский M2M-оператор Net 1 обслуживает компании, работающие в труднодоступных районах.

Когда-то Net 1 в своем бизнесе делал ставку на абонентов-людей, сейчас его основная аудитория — устройства, подключенные к сети с помощью мобильного Интернета. Net 1 использует сеть стандарта CDMA 450 МГц, которая включает в себя 800 базовых станций, покрывающих около 90% территории Дании, Швеции и Норвегии (более 790 тыс. кв. км) — в том числе отдаленные острова, непроходимые леса, фьорды и горные массивы. При этом весь штат Net 1 насчитывает немногим более 65 сотрудников, из которых лишь девять — технические специалисты.

Основные клиенты — крупные корпорации: лесозаготовители, энергетические и генерирующие компании, электросетевые компании, операторы ледоколов.

Так, SCA, один из крупнейших в Скандинавии производителей бумаги и товаров гигиены, использует m2m-технологии для координации работы харвестеров — лесозаготовительных машин. Каждый оператор харвестера получает информацию о районе и объемах ежедневной выработки в режиме онлайн, что позволяет серьезно ускорить работу по сравнению с традиционными способами — бумажными заданиями и картами. Кроме того, через m2m-сеть собственные инструкции получают водители форвардеров (машин, собирающих срезанные деревья) и грузовиков — прямо на экране, установленном в кабине. Как заявляют в компании, технология помогает сэкономить не только время, но и топливо. Кроме того, с помощью онлайн-связи технические службы помогают операторам машин самостоятельно устранять многие неполадки.

 «Бизнес-журнал» , опубликовано в «Бизнес-журнале Онлайн», 20 Июня 2012 года.