Системы продвинутой помощи водителю для частных машин и автопарков

Современные технологии еще не могут полностью заменить водителя за рулем, но могут быть полезным ассистентом.

Там, где человеческие органы чувств не справляются или реагируют недостаточно быстро, водителя поддержат системы помощи водителю ADAS. Они помогают водителю оставаться внимательным и предупреждают о потенциальной опасности. Так риск для всех участников дорожного движения становится меньше.

Компания «Евромобайл» занимается разработкой и внедрением таких систем помощи на базе продуктов ADAS корейской компании Movon Corporation.

Система продвинутой помощи водителю ADAS

ADAS — Advanced Driver Assistance System — это совокупность различных алгоритмов, которые взаимодействуют с водителем и помогают ему управлять машиной. Основная задача — повысить безопасность на дороге. Еще одним результатом внедрения таких систем становится низкая стоимость использования автопарка. Чем меньше инцидентов на дороге, тем ниже расходы на ремонт.

Система помощи заблаговременно предупреждает водителя о потенциальной опасности:

  • Критическое сближение с пешеходом (PCW)
    Система привлекает внимание водителя, если впереди на дороге находится пешеход, велосипед или мотоцикл. Скорость объекта может быть от 0 до 40 км/час.

  • Опасное сближение (FCW)
    Система предупреждает водителя, если он слишком быстро приближается к идущей впереди машине.

  • Съезд с полосы движения (LDW) 
    Если водитель неожиданно и без включения поворотников съезжает с полосы, система подает предупреждение. Если водитель бездействует, система поможет автомобилю вернуться в границы полосы.

  • Стоящий впереди автомобиль начинает двигаться (FVSA)
    Система срабатывает, если автомобиль владельца стоит на месте, а машина впереди начинает движение.

  • В зоне обнаружения находится транспортное средство (FPW)
    Диапазон обнаружения может быть установлен на разные значения: 1,2 м, 2 м, 3 м (активный от 0 до 30 км/ч).

  • Автоматическая запись видео до и после аварии (DVR)
    Видеорегистратор с системой ADAS записывает видео каждую минуту в цикле. Запись сохраняется на микро SD-карте.

  • Превышение допустимой скорости (SLR)
    Система анализирует знаки ограничения скорости и уведомляет водителя, если он двигается с превышением скорости.

Как устроена система MOVON-ADAS

Система состоит из нескольких элементов:

  1. Дисплей со встроенным динамиком отображает текущее состояние на дороге и предупреждает водителя об опасных ситуациях.
  2. Камера заднего вида может устанавливаться как позади ТС, так и в салоне.
  3. Блок интерфейсов объединяет все элементы воедино и подключается к бортовой сети транспортного средства.
  4. Датчики GPS и ГЛОНАСС передают данные оператору.

Как устроена система MOVON-ADAS

Непрерывная видеорегистрация

Система непрерывно записывает все, что происходит на дороге и в салоне машины. Данные поступают с двух камер (720р), которые располагаются спереди и сзади автомобиля. При парковке видеорегистрация не ведется. Система поддерживает двухканальную цифровую видеозапись HD (двухканальный DVR).

В случае инцидента запись позволяет узнать, что произошло. Также запись можно использовать для обучения водителей правильным действиям в опасной ситуации.

Система мониторинга состояния водителя MDSM-7

Системы помощи прежде всего сфокусированы на том, что происходит на дороге. Действия самого водителя при этом остаются без внимания, хотя именно человеческий фактор является причиной многих инцидентов. Чтобы контролировать человека за рулем, была разработана система мониторинга состояния водителя — MDSM-7 (MOVON Driver Status Monitoring System). Она может определить, что водитель находится в усталом состоянии или невнимательно относится к управлению, и предупредит его.

Возможности MDSM-7

Система распознает потенциально опасные состояния с помощью технологии машинного зрения:

  • Сонливость — глаза водителя начинают закрываться.
  • Невнимательность — водитель не смотрит дорогу.
  • Зевание.
  • Разговоры по телефону.
  • Курение за рулём.
  • «Чужой» водитель — система узнает «своего» водителя и определит, если за рулем окажется кто-то другой. В памяти может храниться до 5 профилей водителей.

Если система заметит опасность, то подаст водителю сигнал и предложит, например, сделать остановку. Игнорировать рекомендации не получится, так все происходящее в салоне записывается и отправляется оператору. Если водитель продолжит подвергать опасности себя и других участников движения, с ним свяжется оператор.

Благодаря возможности удаленно контролировать водителя, MDSM-7 оказалась крайне востребована в компаниях с большим автопарком. Службы такси, сервисы доставки, каршеринг и логистические компании получили возможность объективно оценивать действия своих сотрудников и предотвращать опасное вождение.

Системы для автомобилей каршеринга

Каршеринговые компании активно растут, и, как следствие, растет количество ДТП с участием их автомобилей. Многие клиенты небрежно относятся к управлению «не своей» машины или намеренно портят салон. Предотвратить вандализм и повысить культуру вождения помогает система видеонаблюдения с функцией ADAS.

  1. В салоне автомобиля устанавливается видеокамера.
  2. Все происходящее в салоне непрерывно записывается и отправляется в диспетчерский центр.
  3. Еще одна камера следит за дорогой перед автомобилем, выявляет опасные сближения и пересечения разметки.
  4. Информация о всех опасных ситуациях в режиме реального времени передается в диспетчерский центр.

Система контроля для автомобилей каршеринга

Результаты внедрения

Система видеонаблюдения помогает водителю избежать опасных ситуаций, а компании — обезопасить свое имущество.

  1. Привлечение новых клиентов, которые выберут безопасные автомобили, оборудованные системами ADAS.
  2. Расширение целевой аудитории — компания может снизить требования к водителям, такие как стаж вождения.
  3. Уменьшение количества ДТП на 30% и стоимости ремонта.
  4. Предотвращение актов вандализма.
  5. Повышение культуры и дисциплины водителей за счет постоянного наблюдения и своевременного предупреждения.

Система обзора 360° для контроля обстановки

Еще одна система ADAS, призванная дать водителю полную картину происходящего на дороге — это система кругового обзора 360° GNS-360VIEW. Благодаря ей водитель получает полный обзор и уверенно управляет транспортным средством в самых сложных ситуациях:

  • Маневрирование на узких дорогах со сложным рельефом и препятствиями.
  • Парковка в узких местах.
  • Перестроение в плотном потоке, где в слепой зоне может оказаться другой автомобиль.
  • Езда на загруженных трассах и наклонных дорогах.

Как устроена система 360 view

По четырем сторонам автомобиля устанавливаются видеокамеры. Изображение с них объединяется в единое панорамное изображение fish eye, на котором водитель видит происходящее вокруг, включая слепые зоны.

Как устроена система 360 view

Решаемые задачи

  1. Уверенное маневрирование крупногабаритным ТС в любых ситуациях.
  2. Видеофиксация происходящего в слепых зонах.
  3. Точное восстановление картины в случае ДТП.
  4. Предотвращение ДТП за счет лучшего обзора и контроля слепых зон.
  5. Обучение водителей на отснятом видеоматериале.

Системы и продукты ADAS от «Евромобайл» для автопарков

Компания «ЕвроМобайл» занимается разработкой и интеграцией транспортных систем для малых и крупных автопарков и диспетчерских центров:

  • Видеонаблюдение на транспорте (сертифицированное СТИС МВД);
  • Системы активной безопасности на транспорте, системы ADAS;
  • Системы телеметрии и ГЛОНАСС;
  • Системы информирования пассажиров;
  • Системы контроля и управления дорожным трафиком.

Мы предлагаем как отдельные компоненты систем, так и внедрение под ключ: от проектирования до запуска. Работаем с автопарками любого размера, частными компаниями и государственными перевозчиками. Только в Санкт-Петербурге мы оборудовали более 500 единиц транспорта. Еще больше 1000 транспортных средств были усовершенствованы силами наших специалистов в других регионах РФ: Калининград, Мурманск, Архангельск, Пермь, Омск).

Среди наших клиентов: Stadler (проект «Чижик»), заводы «МАЗ», «Волгобас».