Условия эксплуатации транспортных IT-систем в России обязывают ориентироваться на собственный опыт

Президент группы компаний "ЕвроМобайл", Алексей Милославский, недавно рассказал слушателям радио "Бизнес ФМ", для чего нужны умные дорожные технологии и как они улучшат нашу жизнь. Полный текст интервью мы публикуем здесь - на страницах нашего сайта.

  1. Транспортная реформа 2020 в Санкт-Петербурге предполагает внедрение «умных» систем. Опыт каких городов можно взять на вооружение? Какие технологии хорошо себя зарекомендовали в России и за рубежом? 
    Да, уже со следующего года в Санкт-Петербурге планируется транспортная реформа. Она направлена на повышение безопасности, комфорта и информированности пассажиров. Мы с 2015 года делаем общественный транспорт «умным», оснащаем его системами видеонаблюдения, информирования, системами помощи водителю – всем, что повышает комфорт и безопасность перевозок. С уверенностью могу сказать, что оснащение транспорта в крупных городах России, в частности Москве и Санкт-Петербурге, не отстаёт от развитых крупных городов по миру. 

    Например, совсем недавно мы закончили проект на 39-м маршруте и теперь в аэропорт «Пулково» ездят комфортабельные автобусы нового типа, на мониторах которых отражается информация о прибытии и отправлении авиарейсов. Это удобно и актуально для петербуржцев и гостей нашего города, которые видят в какой точке маршрута находится автобус, чтобы выйти там, где нужно. Таким образом, в крупных мегаполисах России уже накоплен богатый опыт внедрения «умных» технологий, думаю, что и дальше «моду» будут задавать именно эти города, а успешный опыт будет передаваться в регионы, где зачастую существуют свои потребности и ограничения при реализации. Тренды последнего времени, это учёт пассажиропотока и  развлекательно-информационные экраны в салонах транспортных средств. В ближайшее время такие экраны будут встраиваться прямо в стекла автобусов. Я бы отметил, что региональные центры, такие как Пермь, Калининград, Екатеринбург также активно внедряют новые технологии на общественном транспорте, в том числе и с помощью нашей компании. Самое главное - эффект от внедрения этих технологий заметен сразу. Я считаю, что жители Санкт-Петербурга положительно оценят результаты транспортной реформы.

  2. Как «умные» технологии могут помочь в регулировании транспортных потоков, сокращении числа ДТП и улучшении экологической ситуацию в городе?
    С помощью оборудования сбора информации данных о количестве трафика, его типах, средней скорости, мы можем строить аналитическую модель движения транспорта по городской сети дорог и получать данные о транспортных потоках. К примеру, утром основной поток транспорта движется в центральную часть города, а вечером наоборот - из центральной части. Это знание, подкреплённое точными данными получаемыми с помощью интеллектуального оборудования, может быть применено для адаптивного управления светофорами. Например, по данным транспортной европейской ассоциации, интеллектуальные транспортные системы позволяют на 20% повысить пропускную способность улично-дорожной сети. А как известно, чем быстрее двигается город, тем больше он зарабатывает. Ярким примером является наш недавний проект - трамвай «Чижик», на котором действует система зелёной волны, при которой трамвай не стоит в ожидании, что удобно для пассажиров. Конечно, это может не очень нравиться водителям автотранспорта, но расписание Чижика составлено таким образом, чтобы два трамвая пересекали дорогу одновременно с двух направлений, это сокращает для водителей включение красного сигнала светофора. 

    Развитие интеллектуальных транспортных систем направлено на сокращение количества ДТП, сокращение времени ожидания на светофорах и увеличении средней скорости движения транспорта. И в целом, умные дорожные системы способствуют снижению выбросов в атмосферу выхлопных газов за счёт сокращения времени ожидания транспорта на том или ином светофоре или перекрёстке. Кстати касательно вредных выбросов, мы так же имели отношение к проекту санкт-петербургских электробусов, которые наша компания оснащала системами безопасности. Данное транспортное средство передвигается на электрических батареях, что сводит к нулю загрязнение окружающей среды. Сейчас электробусов в городе всего 10, но при положительном тестировании и успешном опыте эксплуатации наш город будет увеличивать количество экологичного транспорта.

    Для меня главным результатом внедрения интеллектуальных транспортных систем является сокращение дорожных происшествий, так как, по данным ГИБДД, только в 2018 году произошло более 150 тысяч аварий по всей стране. Что касается сокращения ДТП, я вижу это в увеличении камер фото-видео фиксации на наиболее аварийных участках трасс, в среднем, по статистике, в зависимости от региона, после установки средств фото-видео фиксации нарушений скоростного режима, количество ДТП сокращается на 30-50%, а смертность от ДТП на 15-30%. Помимо фиксации нарушений скоростного режима, необходимо развивать средства, фиксирующие поворот с запрещенной полосы и выезда за стоп-линию на перекрёстке. Это способствует повышению культуры вождения, так как незначительное нарушения правил может повлечь за собой серьёзные последствия. Так же мы внедряем системы обнаружения инцидентов, такого рода решения делаются на базе видеоаналитики и систем экстренного реагирования, например, ЭРА-ГЛОНАСС. 

  3. Готова ли дорожная инфраструктура для запуска беспилотных автомобилей в Петербурге? Что должно стать пусковым механизмом для этого?
    Фундаментом для беспилотного транспорта является внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем. В нашем городе в этом направлении делаются только первые шаги, например, появилась пилотная площадка для тестирования оборудования передачи информации и взаимодействовали беспилотников между собой. Но пока это происходит больше на уровне энтузиазма людей, причастных к транспортному сегменту. Для полноценного функционирования беспилотников, по моему мнению, нам предстоит ещё много преобразований, стандартизации и закрепления понятия «беспилотное транспортное средство» в законах и нормативных актах, а также развития инфраструктуры.

    Важным необходимым фактором является наличие и развитие в городе и стране сетей 5G. Обмен данными между дорожной инфраструктурой и транспортным средством должен передаваться на сверхвысоких скоростях, так как в работе связки «дорога-автомобиль» важна каждая секунда и любое промедление может обернуться аварией. Безусловно уже сегодня необходимо внедрять решения, позволяющие определять интенсивность трафика, его типов, скорости, определения инцидентов. Накапливаемые данные в дальнейшем можно передать на беспилотный транспорт для построения оптимально маршрута. Необходимо построить цифровую карту города, в которой будут обновляться данные о трафике, загруженности дорожной сети, о ремонте, платных дорогах, состоянии дорожного полотна, о дорожных знаках и так далее. Эта карта должна быть со свободным доступом для того, чтобы можно было подключиться к ней и загрузить всю информацию о параметрах маршрута. Кстати о вопросе парковок, они также должны быть нанесены на карту, так как беспилотный транспорт должен будет знать где он может остановиться и припарковаться. Поэтому развитие интеллектуальных транспортных систем для решения сегодняшних задач по организации дорожного движения, в будущем позволит решать задачи, связанные с беспилотным транспортом. Инфраструктура — это важная часть для запуска движения беспилотников и ее нужно активнее развивать. 

  4. Как бы Вы оценили уровень развития и внедрения высоких технологий в России, учитывая, в том числе опыт участия в международных выставках? 
    Я бы сказал, что высокие технологии в России развиты достаточно хорошо. Уже нельзя назвать нашу страну отсталой от мировых тенденций, а наоборот, участвуя в международных выставках, мы встречаем все больше и больше российских компаний, предлагающих международному сообществу современные высокотехнологичные решения, к которым есть интерес у зарубежных стран. Так, например, на крупнейшей выставке общественного транспорта Innotrans-2018 в Берлине большой интерес вызвали российские решения по оплате проезда, информирования пассажиров, сбору технологической информации с транспортных средств и предиктивной аналитике. Подчеркиваю, что специфические условия эксплуатации IT-систем в России просто обязывают нас ориентироваться на собственный опыт, накопленный за годы интеграции IT-систем на транспорте, и распространять его не только у нас в стране, но и за рубежом. В этой отрасли я вижу большие возможности для международного сотрудничества, считаю что мы к этому вполне готовы.