• Санкт-Петербург: +7 (812) 331-75-76
    Новосибирск: +7 (383) 209-51-88
  • Москва: +7 (495) 640-06-35
    Россия: 8 800 550-75-06
  • Заказать оборудование

    Ваше имя *

    Ваш E-Mail *

    Тема сообщения *

    Альтернативная тема сообщения

    Сообщение *


    captcha

    Поля помеченные * обязательны

Новые тенденции в мониторинге

Logo_EM

В статье рассматриваются актуальные тенденции рынка Fleet Managmenet и решения, которые позволяют реализовать возросшие запросы пользователей.

Рынок мониторинга транспорта в России уходит своими корнями в совсем недалёкое прошлое. Ещё 10 лет назад многие компании-интеграторы работали с простейшими трекерами, сконструированными на базе GSM-терминалов, а то и мобильных телефонов, и единственными существенно важными передаваемыми данными являлись спутниковые GPS-координаты. Но для зарождения рынка этого было вполне достаточно.

Рынок развивается, растут запросы потребителей, а вместе с ними и расширяется спектр предлагаемого оборудования и сервисов. Следующей ступенью развития транспортной телеметрии стала возможность мониторинга топлива. Что логично, ведь топливо является наиболее затратной составляющей в обслуживании транспорта. На сегодняшний день пользователи желают получать более подробные данные о собственном автопарке, и современные технологии позволяют это сделать.

Контроль стиля вождения

Всё больше компаний заявляет, что жизнь и здоровье их сотрудников стоит в приоритете. В автотранспортных компаниях наиболее логичный способ снижения травматизма и смертности среди водителей – это повышение уровня культуры вождения и соблюдение правил дорожного движения. Современные системы мониторинга транспорта позволяют контролировать поведение водителей. На основе получаемых данных можно создать мотивационные модели, которые и поднимают общий уровень управления автомобилями и спецтехникой. Рассмотрим подробнее аппаратно-программный комплекс, основанный на базе европейских ГЛОНАСС/GPS-терминалов Teltonika FM 5500, подключенных к телематической платформе Wialon Hosting. Такой комплекс установлен в одном из корпоративных парков российской компании.

FM5500_novyi_GLONASS-GPS-terminal_s_dvumia_SIM_kartami_2

Рисунок 1. ГЛОНАСС/GPS-терминал Teltonika FM5500

Терминал Teltonika FM5500 установлен скрыто под панелью автомобиля. К дискретным входам терминала подключены датчики, которые контролируют, пристегнут ли ремень безопасности и включены ли фары при движении автомобиля. Благодаря встроенному высокочувствительному 3-х осевому акселерометру терминал может фиксировать резкие ускорения, торможения и повороты. А специальная функция трекера Eco driving делает эти данные доступными не только в системе мониторинга, но и водителю. К выходам терминала подключён зуммер и индикатор Еco driving в виде диода. В случае движения с отстегнутым ремнем, выключенными фарами или со скоростью выше 110 км\ч срабатывает зуммер, который сообщает о нарушениях правил водителем. При резких маневрах загорается диод Eco driving. Он информирует об агрессивном поведении на дороге, что может послужить последующим депремированием водителя. Системы оповещения стиля вождения помогают не интуитивно подстраиваться под «идеальный стиль», а ориентируясь на показания вспомогательной системы Eco driving. В результате водитель управляет автомобилем аккуратно и не нарушает сроки выполнения заданий.

Дополнительным источником получения информации о состоянии транспортного средства и стиля его управления является шина CAN. К трекеру Teltonika FM 5500 подключается внешний модуль LV-CAN. Этот модуль позволяет дешифровать данные из CAN-шины более чем у 800 моделей легкового, легкого коммерческого и грузового транспорта, а также широкого списка строительной и сельскохозяйственной техники. Модуль LV-CAN, в свою очередь подключен к шине CAN посредством бесконтактного считывателя MCB ClickCAN.

Рис2

Рисунок 2. Бесконтактное подключение к CAN-шине с помощью адаптера MCB ClickCan

Благодаря бесконтактному подключению можно не опасаться вмешательства внешнего оборудования в работу систем автомобиля, потому что считыватель только «слушает» шину и не передаёт в неё никакой информации. А в результате сохраняется гарантия производителя на транспортное средство.

Из шины CAN система мониторинга получает много важных параметров, таких как количество отработанных мото-часов, уровень и расход топлива, положение педали акселератора (% нажатия), обороты двигателя, температура двигателя, общий пробег ТС и др.

Вся информация с блока мониторинга (это данные, полученные с дачтиков фар и ремня безопасности, данные CAN, данные встроенного акселерометра и, конечно, сами ГЛОНАСС/GPS-координаты) передаётся на сервер мониторинга Wialon Hosting.

Платформа Wialon, как и любая другая современная платформа мониторинга (например, Geostron, ST Matix, Navixy, FortMonitor, Omnicomm Online и другие), позволяет отслеживать местоположение ТС, строить отчёты по пробегу, уровню топлива, времени работы и многое другое. Отличительной особенностью Wialon Hosting является наличие дополнительного модуля Eco driving, который вышел на рынок весной 2015 года.

РИС3

Рисунок 3. Интерфейс системы Eco Driving

 

Данный модуль обрабатывает полученную информацию и, анализируя её с помощью заранее установленных пороговых значений, выставляет штрафные баллы. Алгоритм выставления штрафных баллов довольно сложный, и мы не видим смысла описывать его в рамках данной статьи. Следует отметить, что критериями оценки в данном модуле могут быть:

  • ускорение (g);
  • торможение (g);
  • поворот (g);
  • скорость (km\h);
  • произвольный датчик.

В нашем примере произвольными датчиками являются индикаторы работы фар и ремня безопасности.

В итоге, за месяц работы водитель накапливает определённое количество штрафных баллов. Компания определяет уровень штрафных баллов – эталон, при котором водителю выплачивается 100% премии. В случае превышения данного эталона, премия водителя уменьшается согласно специально разработанной системе, а в случае, если водитель получил штрафных баллов меньше эталона – получает дополнительную выплату.

Внедрив данную систему, компания смогла решить сразу несколько ключевых задач:

  • улучшить поведения корпоративных ТС на дороге (имидж компании);
  • резко снизить числа ДТП и травматизма с участием персонала компании;
  • уменьшить социальные выплаты и затраты на ремонт подвижного состава;
  • значительно снизить износа подвижного состава;
  • заметно уменьшить расход топлива;
  • улучшить качество перевозки грузов.

Системы контроля давления в шинах

Автомобильные шины – это, пожалуй, вторая после топлива самая затратная статья расходов при содержании ТС. Несоблюдение требований рекомендуемого давления может увеличить износ шины на 20–25%. Это означает, что потребность в замене может возникать на 25% чаще. При снижении давления на 0,2–0,3 атм. ниже рекомендуемого расход топлива, за которым все так бдительно следят в системах мониторинга, возрастает на 10–15%. Кроме того, целостность и правильное давление шин напрямую влияют на безопасность. У грузовых транспортных средств с двухскатной ошиновкой довольно сложно визуально оценить давление во внутренних шинах задней оси. Именно для этого и были разработаны системы контроля давления в шинах (СКДШ). На данном этапе развития оперативный контроль давления в каждой шине может осуществлять не только водитель, но и диспетчер через систему мониторинга. Все данные о значениях сохраняются в системе, и это позволяет провести анализ причин ускоренного износа той или иной шины и выявить причину. Одной из наиболее популярных систем на мировом рынке является система Pressure Pro американского производства.

новаком_датчики_1

Рисунок 4. Комплект Системы контроля давления в шинах с ГЛОНАСС терминалом Novacom GNS-GLONASS v.5.0

Механизм работы системы

На нипель каждого колеса устанавливается датчик давления. Датчики давления Pressure Pro бывают двух видов: стандартные (для легковых и грузовых дорожных ТС) и усиленные (для строительной, карьерной и других видов спецтехники).Каждый датчик передает значения давления по радиоканалу 433 МГц на монитор водителя с определенной дискретностью.

Монитор устанавливают на переднюю панель ТС, он имеет индикацию о сниженном давлении определенной шины, а также дисплей для просмотра значений давления в каждом колесе. Этот монитор подключают по интерфейсу RS-232 к блоку мониторинга. На сегодняшний день проведена интеграция системы Pressure Pro c блоками мониторинга Novacom GNS-Glonass 5.0, Galileo 5.0, Автограф, GlobalSat TR-600 и некоторыми другими. Блок мониторинга передаёт информацию в систему.

Окупаемость такой системы посчитать несложно. Стоимость одной новой шины для грузового автомобиля стандартного радиуса (22,5 дюйма) примерно равна стоимости комплекта Pressure Pro, который поможет уберечь все шины на автомобиле от разрушения и ускоренного износа.


Описанные нами решения далеко не все, из того, что могут предложить современные аппаратно-программные комплексы владельцам корпоративных автопарков. В следующей статье мы расскажем о маршрутизации и сообщениях, а также о совсем другом направлении в развитии контроля автотранспорта – видеомониторинге.

©ООО «ЕвроМобайл»