Опыт установки терминалов ЭРА-ГЛОНАСС на примере кроссовера Haima S5, грузового автомобиля Volvo FM и самосвала FAW J6 CA3310

Первого января 2015 года вступил в силу закон об оснащении терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» (Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" - изменения от 30 января...

Первого января 2015 года вступил в силу закон об оснащении терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС» (Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" - изменения от 30 января 2013г.) всех новых автомобильных транспортных средств, выходящих с конвейера и предназначенных к продаже на территории РФ.

Постановление обязывает производителей и автодилеров разработать проект по установке терминалов для каждой модели автомобиля, технические характеристики которых (модель, класс, мощность двигателя, вид трансмиссии, тип привода, расход топлива, вместительность) отличаются.

Инженеры компании «ЕвроМобайл» среди первых начали разрабатывать проекты для установки терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» с проведением исследований и моделированием внештатных ситуаций.

Опыт реализации проектов и монтажа терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС» на примере трех моделей автомобилей аккумулирован инженерами компании «ЕвроМобайл» в статье.

Для монтажа инженеры компании «ЕвроМобайл» выбрали бортовое оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» компании Fort Telecom. Прибор Fort Telecom был выбран среди прочих по следующим причинам:

  • терминал успешно прошел испытания в пилотных зонах проекта «ЭРА-ГЛОНАСС»;
  • использование специализированного модуля 3G компании Cinterion;
  • работа в протоколе EGTS;
  • отдельный отсек, имеющий доступ к встроенной резервной батарее, без разбора корпуса прибора целиком;
  • возможность подключения фотокамеры с ИК-подсветкой, слот для SD-карты объемом памяти до 32 Гб;
  • наличие двухсторонней связи с водителем (сокращено – БИП. Комплект голосовой связи используется для возможности организации связи водителя с диспетчером или центром обработки вызовов экстренных служб системы «ЭРА-ГЛОНАСС»);
  • подключение до восьми датчиков уровня топлива;
  • подключение цифровых датчиков температуры (интерфейс 1-Wire);
  • сбор данных с CAN-шины автомобиля;
  • встроенный автоинформатор для объявления остановок;
  • возможность подключения маршрутоуказателей;
  • идентификация водителей по ключу I-Button и RFID-картам.

Процедура подготовки проекта для производителя

В первую очередь, компания «ЕвроМобайл» получает 3D-модель транспортного средства и проводит необходимое исследование. Исследование проводится для того, чтобы проект соответствовал акустическим, эргономическим и технологическим требованиям, а система работала, не нарушая штатную эксплуатацию транспортного средства.

Вторым шагом для подготовки проекта, является моделирование внештатной ситуации. Так как «ЭРА-ГЛОНАСС» – система экстренного реагирования, то проверить ее работоспособность можно только с помощью краш-теста и акустического теста. Акустический тест, пожалуй, даже серьезней и сложнее, чем краш-тест. В момент аварии, именно акустическая система должна сработать безупречно, чтобы обеспечить двустороннюю связь водителя и оператора системы. Если все испытания прошли успешно, автопроизводитель получает сертификат и система готова к установке на конвейере.

После проведения исследований и тестов, клиент получает проект, в котором указаны лучшие с точки зрения технологии, места для установки терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», динамика (для оповещения водителя), блока интерфейса пользователя, GSM и ГЛОНАСС-антенн и комплекта жгутов.

Наконец, группа инженеров выезжает к заказчику на монтаж бортовых устройств «ЭРА-ГЛОНАСС». Установка проходит в соответствии с разработанным проектом, согласованным с заказчиком.

Алгоритм монтажа

Процедура оснащения одинакова для легковых и большегрузных автомобилей и состоит из следующих этапов:

  1. Установка БИП
  2. Установка динамика
  3. Установка GSM антенны
  4. Установка ГЛОНАСС антенны
  5. Установка навигационного блока

Монтаж «ЭРА-ГЛОНАСС» на кроссовере Haima S5

Блок интерфейса пользователя (БИП) располагается в салоне на лобовом стекле автомобиля в области зеркала заднего вида. Набор оборудования может различаться в зависимости от комплектации транспортного средства.

Жгут располагается под потолочной обшивкой и обшивкой правой боковой стойкой. Динамик устанавливается под креслом водителя, крепление к продольному усилителю кузова. 

Установка GSM-антенны происходит на двусторонний скотч под пластиком правой передней стойки. 

В то же время, установка ГЛОНАСС-антенны происходит под пластиком передней панели на штатный металлический элемент кузова автомобиля и также фиксируется двусторонним скотчем. Получить доступ к антенне можно сняв блок перчаточного ящика. 

Навигационный блок располагается под передней панелью автомобиля со стороны пассажира. Для крепления блока в данном случае был изготовлен кронштейн. Эта конструкция жестко фиксируется к кузову автомобиля. Прибор расположен строго в горизонтальной плоскости авто коммуникационными разъемами к сидению водителя. Доступ к прибору возможен со стороны пассажира после снятия блока перчаточного ящика. Для доступа к конфигурационному разъему нет необходимости снятия всей конструкции целиком, доступ к крышке прибора возможен без каких-либо трудностей. Для снятия перчаточного ящика необходимо снять торцевую заглушку передней панели, открутить 6 болтов крепления перчаточного ящика, далее вытащить блок перчаточного ящика целиком

Подключение. Mute штатной акустической системы реализован через разрыв (нормально замкнутое реле) сигнала ACC данной системы. Внешнее питание (+12, Gnd), Mute, Lights берется со штатной акустической системы. Ing (зажигание) с контактной группы ключа зажигания. 

Установка комплекса Fort Telecom для системы ЭРА-ГЛОНАСС на большегрузный автомобиль Volvo FM

Volvo_FM_Artic_2008
Грузовик Volvo FM

На автомобиль Volvo специалисты компании «Евромобайл» установили два БИПа (для водителя и пассажира) на симметрично расположенных пластиковых вставках верхней панели автомобиля. Эти заглушки закрывают оборудование, у которых отсутствуют лицевые панели.

Ниша для установки динамика была выбрана на передней панели автомобиля. 

Также, как и в остальных двух случаях, GSM-антенна была установлена в верхней правой части салона автомобиля под перчаточным ящиком. Крепление произведено на двусторонний скотч.

ГЛОНАСС-антенна крепится под пластиком передней панели и фиксируется на двусторонний скотч.

Навигационный блок был установлен со стороны пассажира под передней панелью автомобиля. Для крепления необходимо было изготовить кронштейн, который жестко фиксируется к несущим элементам автомобиля. Прибор расположен строго в вертикальной плоскости авто антенными разъемами вниз, соответственно разъемы внешних подключений направлены вверх. 

Внешнее питание обеспечивается благодаря штатному блоку предохранителей.

Установка системы ЭРА-ГЛОНАСС на самосвал FAW J6 CA3310

1437641471_1203439239
Самосвал FAW J6 CA3310

Металлическая пластина, на которую установлен БИП, произведена заводом-изготовителем. Месторасположение выбрано заказчиком. Обзор и доступ с места водителя являются оптимальным. 

Установка динамика была осуществлена в салоне грузовика на лобовом стекле.

GSM-антенна была смонтирована в пластиковую полость передней модели на двусторонний скотч. 

ГЛОНАСС-антенна в случае с грузовым автомобилем была установлена под пластиком передней панели на штатный металлический кронштейн. При ее монтаже опять-таки использовался высококачественный двусторонний скотч. 

Навигационный блок располагается под передней консолью автомобиля со стороны пассажира. Для крепления завод-изготовитель автомобиля изготовил кронштейн, конструкция которая имеет три точки крепления. Прибор расположен строго в вертикальной плоскости. Доступ к прибору возможен со стороны пассажира. 

Для внешнего энергопитания терминала используется штатная акустическая система.

В заключении, заметим, что на одну установку уходит от 8 до 16 рабочих часов в зависимости от типа транспортного средства. Установка может быть выполнена на любые марки транспортных средств всех категорий (грузовые, легковые, пассажирские), независимо от величины пробега.

Основными заказчиками услуг по установке бортовых терминалов выступают крупные коммерческие грузовые и легковые автопроизводители. В ближайшее время, услуги по монтажу системы станут популярными и у частных автовладельцев, особенно предпочитающих путешествие на своей машине на дальние расстояния.

Если терминалы «ЭРА-ГЛОНАСС» получат различные дополнительные сервисы, такие, как «умное» страхование или охранный функционал, то это приведет к дополнительному спросу на эти устройства как со стороны рядовых потребителей, так и коммерческих автопарков.