Внедрение технологических новинок в систему управления транспортом. Центральный бортовой компьютер

Усилия государства в области развития автомобильных пассажирских перевозок, в последнее время, сосредоточены на повышении мер безопасности и комфорта.

Следствием этого является усиление требований в части оснащения транспорта современным оборудованием и информационными системами.

Наступает ситуация, при которой количество и разноплановость электронных систем бортового оборудования рассеивает внимание водителя и влияет на его утомляемость.

Очевидным решением проблемы стало заключение в потребности центрального бортового компьютера (ЦБК) или системы бортовой телематики (удаленного управления).

Среди лидеров в развитии этого направления стала компания «ЕвроМобайл», сосредоточившись на направлении создания оборудования бортовой телематики для общественного транспорта, еще пять лет назад. За это время удалось реализовать проекты в Калининграде, Санкт-Петербурге, Перми. К настоящему времени системы бортовой телематики внедрены более, чем на тысяче подвижных объектов. На очереди другие российские города.

Опыт использования системы и пожелания эксплуатантов позволили разработчикам сформулировать требования к новому продукту — центральному бортовому компьютеру.

Разработанный компанией «ЕвроМобайл» ЦБК объединил функции мониторинга, диагностики, управления и настройки подсистем бортового оборудования в одном интерфейсе.

Необходимость внедрения

Постановлением правительства № 969 от 26.09.2017 года к организаторам пассажирских грузоперевозок предъявлены требования по техническому состоянию и функциональным возможностям средств безопасности и контроля подвижных объектов. Сформулированы условия обязательной сертификации компании-перевозчика.

Контроль за сертификацией и выдача сертификатов возложены на «Федеральное казённое учреждение «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь» МВД России.

Обращено особое внимание на повышенные требования к качеству записей видеорегистраторов для безусловной фиксации событий в зонах наблюдения камер.

Системы видеозаписи предусмотрены для всех категорий транспорта: водных и воздушных судов, трамваев, троллейбусов, автобусов, подвижного железнодорожного состава, и других средств городского, пригородного и междугородного сообщения.

Проблема усложняется программной несовместимостью отдельных аппаратных средств. Так на отдельном транспортном средстве может быть задействовано оборудование включающее в себя более, чем пять SIM-карт.

Задача приведения всех подсистем под контроль единого узла управления, видеоконтроля, накопления статистики отказов и другой информации стоит более, чем актуально.

Для реализации этой задачи компанией «ЕвроМобайл» был разработан бортовой компьютер, позволяющий интегрировать многочисленную информацию в единый центр обработки, анализа и представления пользователю, с дальнейшей передачей на удаленный сервер перевозчика.

Внедрение ЦБК позволяет:
  • Оценивать работоспособность и эффективность подвижного объекта в процессе эксплуатации;

  • Давать комплексное представление лицу, управляющему транспортным средством о его состоянии, без излишнего отвлечения внимания;

  • В реальном времени информировать «центральный офис» о местоположении объекта, неисправностях, простоях и прочих угрозах;

  • Накапливать статистику для организации рационального использования транспорта и совершенствования ЦБК;

  • Повысить безопасность и удобство эксплуатации транспортного средства для водителя и пассажиров.

Интерфейс главного окна оператора

Бортовой компьютер с сенсорным жкраном

Сенсорный дисплей бортового компьютера располагает крупными кнопками управления системами. Отображается строка движения по маршруту, количество пассажиров в салоне, заданные индикаторы маршрута, уровни сигнала мобильной связи и навигационных спутников.

Отдельно выведена «инженерная строка» позволяющая управлять компьютером из диспетчерского центра. Ее использование дает возможность инженеру вмешиваться в работу ЦБК: управлять отдельными системами, переключать и перенаправлять и комбинировать видеокамеры, масштабировать изображение, отслеживать и архивировать текущую информацию.

Кроме прочего, для инженера доступна наладка оборудования, программное обновление ЦБК, формирование актов готовности объекта к выходу на линию.

Инженерная информация представлена в виде таблиц и графиков.

Предусмотрен удаленный и локальный доступ к данным.

Для управляющего представлена сводная информация по всем машинам автопарка с выводом отчетов по пассажиропотоку, количеству объектов на линии, работоспособности машин, направлении и скоростях перемещения и другая, в соответствии с поставленными задачами.

Функциональные возможности центрального бортового компьютера

В ЦБК сводится информация от различных датчиков, таких как датчики технологии машинного зрения и видеоанализа ADAS, кассы on-line, валидаторы и прочие системы оплаты. В перспективе мониторинг работы отдельных узлов машины и усталости водителя.

Через интерфейс ЦБК можно вводить и корректировать данные на информационном табло салона, содержание голосовых сообщений, контролировать охранное видеонаблюдение, управлять различными мультимедиа и доступом в интернет.

Информация с датчиков подсчета пассажиров позволяет отслеживать заполняемость салона. На основе этой информации реализуется контроль за взаиморасчетами между городом и грузоперевозчиком.

Регистрируя пассажиропоток на конкретных направлениях, городские власти гарантируют перевозчику объемы перевозок и выдают соответствующую лицензию.

В случаях ошибок в прогнозах, при грузопотоке ниже ожидаемого, перевозчик вправе потребовать от города дотацию, на основе данных регистраторов. Кроме того, на базе информации по пассажиропотоку в реальном времени, перевозчик может регулировать подачу машин на линию.

В бортовом компьютере реализована возможность интеграции с системами мониторинга и отчетности. Вывод отчетности предусмотрен на рабочее место инженера и управляющего (директора предприятия) по таким показателям, как выход на маршрут, исправности оборудования, отображению подвижных объектов на карте в реальном времени и прочим, в зависимости от настроек.

Задачи на перспективу

Разработка программного обеспечения производится на базе самых современных платформ. В качестве основного протокола для контакта с автоматизированными системами управления транспортными потоками города выбран EGTS.

На основе наработанной статистики и требований транспортных организаций планируется внедрение новых видов отчетности.

Разрабатывается собственный сервер центрального бортового компьютера для диагностики оборудования.